Краткая история образования на территории Тираспольского уезда

Присоединение края к России в конкретных исторических условиях обусловило более благоприятные предпосылки для развития экономики, культуры, образования и общественной мысли.

К моменту присоединения к России (конец XVIII в.) в Тираспольском уезде не было ни одного учебного заведения. Лишь 1 августа 1812 г. открылось уездное училище с низшим его отделением в Тирасполе, подчинявшееся правилам народного просвещения, утвержденным 24 января 1803 г. императором Александром I. В них говорилось: «Главная идея учебной организации высказывается в следующих постановлениях. Для нравственного образования граждан соответственно обязанностям и пользам каждого состояния определяются четыре рода училищ:

  1. Училища приходские
  2. Уездные
  3. Губернские или гимназии
  4. Университеты

В каждом уездном городе должно быть по крайне мере одно уездное училище». Согласно учебному плану в Тираспольском уездном училище преподавали закон божий, священную историю, катехизис, евангелие, обязанности человека и гражданина, грамматику российскую и местные языки. Из общих предметов главными были чистописание, правописание, правила слога. Преподавались арифметика, всеобщая география, география Российского государства, всеобщая история вместе с географией древнего мира. Учащиеся изучали российскую историю, начальные правила геометрии, рисование и основы естественной истории и физики.

11 марта 1816 г. было учреждено двухклассное приходское училище в местечке Григориополь, причем там преподавался, кроме русского, и армянский язык, так как в этом городке Тираспольского уезда жили преимущественно армяне. В 1821 г. открылось приходское училище в местечке Дубоссары. Для воспитания и образования дворянских детей существовали частные мужские и женские стали учреждаться школы и пансионы для воспитания девочек из привилегированных семей, т. е. к образованию приобщали и женщин. В 1842 г. в Бендерах женой отставного поручика Келмаша был основан первый женский пансион. Как и в других частных пансионах для девиц высшего сословия, в этих неполных средних учебных заведениях главное внимание уделялось преподаванию рукоделия и французского языка.

В 40-50-е годы некоторые священники стали открывать церковно-приходские школы грамоты. До середины 60-х годов преподавание в этих школах велось на русском и молдавском языках, а впоследствии — только на русском.

До 70-х годов в Приднестровье не было средних учебных заведений. Учреждение гимназий началось лишь с 70-х годов XIX столетия, а наибольшее их количество появилось в последнее десятилетие. Тем не менее школ региону явно не хватало.

25 мая 1889 г. в Тирасполе были открыты четырехклассные частные мужские прогимназии, что явилось крупным шагом к просвещению городского населения. А через четыре года, 24 февраля 1893 г., открылась женская прогимназия, которая 1 августа 1900 г. была преобразована в гимназию, в восьми основных и одном подготовительном классе которой трудились 23 преподавателя. 1 июля 1904 г. начало функционировать реальное шестиклассное училище с седьмым дополнительным классом, а также коммерческим отделением. После включения в учебный план латинского и греческого языков (1914) его выпускники получили право поступать в университет. Доступ в указанное учебное заведение был практически возможен только для детей состоятельных людей — землевладельцев, торговцев, чиновников и священников, изредка сюда могли попасть и дети зажиточных крестьян. Начальная школа предназначалась лишь для беднейших трудящихся и крестьян, но и она далеко не всем была доступна. В таких учебных заведениях обучалось не более двадцати процентов детей школьного возраста.

Тирасполь. Женская гимназия. Фото начала XX в.

Женская академия была построена тогдашним губернатором за собственный счет. Чтобы его дочь училась не в Одессе, а в Тирасполе. В академии учились Ольга Захаровна Носенко и Матрена Степановна Носенко.

Таким образом, система школьного обучения носила сословный характер. Об этом свидетельствует наличие двух образовательных систем: для господствующих классов и для народа, а также значительное многообразие типов школ, работающих по разным программам.

Лучшие представители передовой педагогической мысли оказывали помощь народу края в развитии просвещения. Ярким примером является деятельность выдающегося русского ученого-медика и педагога Николая Пирогова (1810-1881). Будучи попечителем Новороссийского (Одесского) учебного округа (1856-1858), куда входило и Приднестровье, Н.И. Пирогов следовал принципам, изложенным в его знаменитых «Вопросах жизни»: старался придать образованию народный и общедоступный характер, решить основную задачу школы — воспитание высоконравственной личности, формирование у юношества стремления к знаниям и творчеству, — хотя сделать это в сложившихся условиях было крайне сложно. Пирогов Николай Иванович активно выступал за просвещение народа, был противником телесных наказаний в школе. Классическую гимназию он рассматривал как идеал среднего учебного заведения. Требуя развития просвещения не только для молдаван и русских, но и для других национальностей края, Пирогов полагал, что важнейшую роль в этом должен сыграть Новороссийский университет в Одессе, открытый в 1865 г. В годы педагогической деятельности Пирогова заметно расширилась сеть народных училищ в округе, в Бендерах в 1876 г. открылась женская гимназия.

Пирогов Николай Иванович

Во второй половине XIX в. многие выпускники средних учебных заведений, в том числе и выходцы из Приднестровья, устремились в университеты и институты России (Петербургский, Московский, Киевский, Новороссийский и др.). Среди них неуклонно возрастал удельный вес детей из семей разночинцев — учителей, врачей, зажиточных мещан и крестьян. Идеи Н.И. Пирогова и его практическая деятельность оказали большое влияние на педагогическую мысль и прогресс народного образования в крае.

В развитии школьного образования определенную роль сыграло и земство. В с. Слободзея (около 13 тысяч жителей) в 1907 г. были три школы — земская, министерская двухклассная и церковноприходская. В Бендерском уезде в 1912/13 учебном году насчитывалось 35 земских школ. Определенное развитие получало и среднее образование, особенно с конца XIX в. В 1905 г. в Бендерах начало действовать реальное училище, в 1912 г. — частная женская гимназия, а в следующем году — еще одно женское среднее учебное заведение; в Тирасполе реальное училище было открыто в 1904 г.

Тирасполь. Реальное училище. Уездное училище. Фото начала XX века

С 1913 по 1917 г. по инициативе уездного Бендерского земства издавался сначала в Одессе, а затем в Бендерах иллюстрированный периодический журнал «Школьные экскурсии и школьный музей», в виде приложения к нему выходила брошюра «Спутник натуралиста». Издание предназначалось в основном для оказания практической помощи учителям в организации школьной работы по изучению родного края. Среди авторов журнала были учителя и ученые, главным образом члены Бессарабского общества естествоиспытателей и любителей естествознания. Появление такого издания в крае свидетельствовало о проникновении сюда идей русских передовых педагогов.

Среди общеобразовательных средних учебных заведений преобладала классическая гимназия, готовившая учащихся к поступлению в университет и другие высшие учебные заведения. Учащиеся же реальных училищ могли поступать только на физико-математический факультет университета и в технические учебные заведения. В гимназии больше внимания уделяли гуманитарным наукам, особенно филологическим, а в реальных училищах в основном изучались естественные и физико-математические дисциплины.

Накануне мировой войны 1914-1918 гг. на территории современных Слободзейского, Тираспольского, Григориопольского и Дубоссарского районов насчитывалось 100 начальных школ всех типов: среди них земских — 31, общественных — 27, церковноприходских — 25, министерских — 15, других — 2. В этих начальных школах обучалось около 9,2 тыс. детей. Размещались они зачастую в неприспособленных помещениях, испытывали значительные трудности в обеспечении учебниками, литературой, наглядными пособиями, школьно-письменными принадлежностями. Ассигнования на народное образование выделялись крайне скудные. Поэтому и земские, и церковноприходские, и министерские школы находились в тяжелом положении.

Таким образом, несмотря на некоторое развитие системы народного просвещения, создание сети начальных школ и средних учебных заведений, большинство приднестровских детей, особенно из бедняцких, пролетарских и батрацких семей, и в начале XX в. оставались за пределами этой системы, не посещали школу и чаще всего были обречены на безграмотность. В этом плане положение народного образования в Приднестровье ничем не отличалось от большинства регионов обширной Империи. В.И. Ленин справедливо писал в это время (1913 г.): «Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания, — такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России. И эта одичалость народных масс, в особенности крестьян, не случайна, а неизбежна при гнете помещиков… Четыре пятых молодого поколения осуждены на неграмотность крепостническим государственным устройством России. Этому отчуждению народа помещичьею властью соответствует безграмотность в России».

Тирасполь. Земская управа. Фото начала XX в.

Краткая история образования на территории Тираспольского уезда: Один комментарий

Оставьте комментарий