Присоединение края к России в конкретных исторических условиях обусловило более благоприятные предпосылки для развития экономики, культуры, образования и общественной мысли.
К моменту присоединения к России (конец XVIII в.) в Тираспольском уезде не было ни одного учебного заведения. Лишь 1 августа 1812 г. открылось уездное училище с низшим его отделением в Тирасполе, подчинявшееся правилам народного просвещения, утвержденным 24 января 1803 г. императором Александром I. В них говорилось: «Главная идея учебной организации высказывается в следующих постановлениях. Для нравственного образования граждан соответственно обязанностям и пользам каждого состояния определяются четыре рода училищ:
- Училища приходские
- Уездные
- Губернские или гимназии
- Университеты
В каждом уездном городе должно быть по крайне мере одно уездное училище». Согласно учебному плану в Тираспольском уездном училище преподавали закон божий, священную историю, катехизис, евангелие, обязанности человека и гражданина, грамматику российскую и местные языки. Из общих предметов главными были чистописание, правописание, правила слога. Преподавались арифметика, всеобщая география, география Российского государства, всеобщая история вместе с географией древнего мира. Учащиеся изучали российскую историю, начальные правила геометрии, рисование и основы естественной истории и физики.
11 марта 1816 г. было учреждено двухклассное приходское училище в местечке Григориополь, причем там преподавался, кроме русского, и армянский язык, так как в этом городке Тираспольского уезда жили преимущественно армяне. В 1821 г. открылось приходское училище в местечке Дубоссары. Для воспитания и образования дворянских детей существовали частные мужские и женские стали учреждаться школы и пансионы для воспитания девочек из привилегированных семей, т. е. к образованию приобщали и женщин. В 1842 г. в Бендерах женой отставного поручика Келмаша был основан первый женский пансион. Как и в других частных пансионах для девиц высшего сословия, в этих неполных средних учебных заведениях главное внимание уделялось преподаванию рукоделия и французского языка.
В 40-50-е годы некоторые священники стали открывать церковно-приходские школы грамоты. До середины 60-х годов преподавание в этих школах велось на русском и молдавском языках, а впоследствии — только на русском.
До 70-х годов в Приднестровье не было средних учебных заведений. Учреждение гимназий началось лишь с 70-х годов XIX столетия, а наибольшее их количество появилось в последнее десятилетие. Тем не менее школ региону явно не хватало.
25 мая 1889 г. в Тирасполе были открыты четырехклассные частные мужские прогимназии, что явилось крупным шагом к просвещению городского населения. А через четыре года, 24 февраля 1893 г., открылась женская прогимназия, которая 1 августа 1900 г. была преобразована в гимназию, в восьми основных и одном подготовительном классе которой трудились 23 преподавателя. 1 июля 1904 г. начало функционировать реальное шестиклассное училище с седьмым дополнительным классом, а также коммерческим отделением. После включения в учебный план латинского и греческого языков (1914) его выпускники получили право поступать в университет. Доступ в указанное учебное заведение был практически возможен только для детей состоятельных людей — землевладельцев, торговцев, чиновников и священников, изредка сюда могли попасть и дети зажиточных крестьян. Начальная школа предназначалась лишь для беднейших трудящихся и крестьян, но и она далеко не всем была доступна. В таких учебных заведениях обучалось не более двадцати процентов детей школьного возраста.
Женская академия была построена тогдашним губернатором за собственный счет. Чтобы его дочь училась не в Одессе, а в Тирасполе. В академии учились Ольга Захаровна Носенко и Матрена Степановна Носенко.
Таким образом, система школьного обучения носила сословный характер. Об этом свидетельствует наличие двух образовательных систем: для господствующих классов и для народа, а также значительное многообразие типов школ, работающих по разным программам.
Лучшие представители передовой педагогической мысли оказывали помощь народу края в развитии просвещения. Ярким примером является деятельность выдающегося русского ученого-медика и педагога Николая Пирогова (1810-1881). Будучи попечителем Новороссийского (Одесского) учебного округа (1856-1858), куда входило и Приднестровье, Н.И. Пирогов следовал принципам, изложенным в его знаменитых «Вопросах жизни»: старался придать образованию народный и общедоступный характер, решить основную задачу школы — воспитание высоконравственной личности, формирование у юношества стремления к знаниям и творчеству, — хотя сделать это в сложившихся условиях было крайне сложно. Пирогов Николай Иванович активно выступал за просвещение народа, был противником телесных наказаний в школе. Классическую гимназию он рассматривал как идеал среднего учебного заведения. Требуя развития просвещения не только для молдаван и русских, но и для других национальностей края, Пирогов полагал, что важнейшую роль в этом должен сыграть Новороссийский университет в Одессе, открытый в 1865 г. В годы педагогической деятельности Пирогова заметно расширилась сеть народных училищ в округе, в Бендерах в 1876 г. открылась женская гимназия.
Во второй половине XIX в. многие выпускники средних учебных заведений, в том числе и выходцы из Приднестровья, устремились в университеты и институты России (Петербургский, Московский, Киевский, Новороссийский и др.). Среди них неуклонно возрастал удельный вес детей из семей разночинцев — учителей, врачей, зажиточных мещан и крестьян. Идеи Н.И. Пирогова и его практическая деятельность оказали большое влияние на педагогическую мысль и прогресс народного образования в крае.
В развитии школьного образования определенную роль сыграло и земство. В с. Слободзея (около 13 тысяч жителей) в 1907 г. были три школы — земская, министерская двухклассная и церковноприходская. В Бендерском уезде в 1912/13 учебном году насчитывалось 35 земских школ. Определенное развитие получало и среднее образование, особенно с конца XIX в. В 1905 г. в Бендерах начало действовать реальное училище, в 1912 г. — частная женская гимназия, а в следующем году — еще одно женское среднее учебное заведение; в Тирасполе реальное училище было открыто в 1904 г.
С 1913 по 1917 г. по инициативе уездного Бендерского земства издавался сначала в Одессе, а затем в Бендерах иллюстрированный периодический журнал «Школьные экскурсии и школьный музей», в виде приложения к нему выходила брошюра «Спутник натуралиста». Издание предназначалось в основном для оказания практической помощи учителям в организации школьной работы по изучению родного края. Среди авторов журнала были учителя и ученые, главным образом члены Бессарабского общества естествоиспытателей и любителей естествознания. Появление такого издания в крае свидетельствовало о проникновении сюда идей русских передовых педагогов.
Среди общеобразовательных средних учебных заведений преобладала классическая гимназия, готовившая учащихся к поступлению в университет и другие высшие учебные заведения. Учащиеся же реальных училищ могли поступать только на физико-математический факультет университета и в технические учебные заведения. В гимназии больше внимания уделяли гуманитарным наукам, особенно филологическим, а в реальных училищах в основном изучались естественные и физико-математические дисциплины.
Накануне мировой войны 1914-1918 гг. на территории современных Слободзейского, Тираспольского, Григориопольского и Дубоссарского районов насчитывалось 100 начальных школ всех типов: среди них земских — 31, общественных — 27, церковноприходских — 25, министерских — 15, других — 2. В этих начальных школах обучалось около 9,2 тыс. детей. Размещались они зачастую в неприспособленных помещениях, испытывали значительные трудности в обеспечении учебниками, литературой, наглядными пособиями, школьно-письменными принадлежностями. Ассигнования на народное образование выделялись крайне скудные. Поэтому и земские, и церковноприходские, и министерские школы находились в тяжелом положении.
Таким образом, несмотря на некоторое развитие системы народного просвещения, создание сети начальных школ и средних учебных заведений, большинство приднестровских детей, особенно из бедняцких, пролетарских и батрацких семей, и в начале XX в. оставались за пределами этой системы, не посещали школу и чаще всего были обречены на безграмотность. В этом плане положение народного образования в Приднестровье ничем не отличалось от большинства регионов обширной Империи. В.И. Ленин справедливо писал в это время (1913 г.): «Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания, — такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России. И эта одичалость народных масс, в особенности крестьян, не случайна, а неизбежна при гнете помещиков… Четыре пятых молодого поколения осуждены на неграмотность крепостническим государственным устройством России. Этому отчуждению народа помещичьею властью соответствует безграмотность в России».
Краткая история образования на территории Тираспольского уезда: Один комментарий